Сколько максимально можно тратить на зарплату своим сотрудникам?

Года два назад, в поезде, я листал свежий номер Форбса. Купил я его только ради рейтинга интернет магазинов в рунете. В тот год эта тема была в топе, такие рейтинги печатал не только Форбс, но и Коммерсант и другие более мелкие издания.

Мне был интересен один показатель – оборот. Просто было любопытно, сколько вообще интернет магазины делают выручки у нас в России?

Но помимо оборота, мое внимание привлекли цифры с количеством сотрудников в каждой компании.

И в голове мелькнул вопрос – а сколько в каждой компании приходится оборота на одного сотрудника? И сильно ли эти показатели различаются в разных магазинах?

Я решил заморочиться и посчитать. Данные брал отсюда.

Юлмарт – годовой оборот $1081 млн. Количество сотрудников 6500 человек. Получается в год один сотрудник дает оборот  $166300. В месяц это 485000 рублей.

Wildberries – годовой оборот $530 млн. Количество сотрудников 4500 человек. В месяц на сотрудника приходится 343000 рублей оборота.

Utkonos.ru – годовой оборот $200 млн. Количество сотрудников 3000. В месяц на сотрудника приходится 195000 рублей.

Вот эти цифры меня заинтересовали. Разброс хоть и большой, но в целом можно сказать, что на одного сотрудника приходится не менее 200000 рублей. Утконос чуть-чуть не достает, но это в пределах погрешности.

Становится видно, что крупные игроки придерживаются каких-то определенных цифр. Нет таких, чтобы на одного сотрудника приходилось 100000 рублей оборота в месяц. Но и нет и таких, у которых эта цифра бы превышала 500000 рублей.

Но можно ли использовать эти цифры для того, чтобы взять их за ориентир в своем бизнесе?

Не совсем.

Маржа в электронике, в одежде и в товарах ежедневного спроса сильно отличается. Очень сильно. Соответственно, только на оборот ориентироваться нельзя. А на что тогда?

Год назад мне случайно довелось пообщаться с одним из специалистов в области финансов, который занимается аудитом и консультированием кампаний. После почти часового разговора эта область для меня стала понятнее.

Для более корректных расчетов необходимо высчитывать маржу. Для этого нужно из месячного оборота вычесть закупочную стоимость проданных товаров. Только их, остальные расходы вычитать не нужно.

Маржа = Оборот за месяц – закупочная стоимость ПРОДАННЫХ за этот месяц товаров и услуг.

Потом вычесть какой % от получившейся маржи составляет ваш фонд оплаты труда. В фонд оплаты труда нужно включить все выплаты сотрудникам, ИСКЛЮЧАЯ соцналоги и НДФЛ, которые мы платим за них. Только сама зарплата. Налоги считаются отдельно и в этот показатель не входят.

(Фонд оплаты труда/Маржу)*100%

Для торговли (в том числе и онлайн торговли) нормальный показатель – 15-25%. Зарплата всех ваших сотрудников не должна превышать 25% от маржи. Иначе вы просто уйдете в минус. Либо, в лучшем случае, ваша чистая прибыль уйдет в пользу сотрудников.

Вот эту цифру можно брать за ориентир.

Ведь в погоне за рост оборота, всегда первое где можно ошибиться – это в наборе излишнего штата. Можно посчитать, что нужно срочно улучшить качество обслуживания. Нанять дополнительных менеджеров на телефон, чтобы трубку брали в течение 2 первых гудков. Или нанять дополнительных людей на работу с обратной связью, на склад, да и куда угодно. И при этом упустить момент, что фонд заработной платы увеличится и превысит допустимый порог в 25%. Что при этом получаем? Потерю прибыли.

Так же можно тестировать какие-то направления. Опять же, нанять менеджеров для улучшения качества обслуживания. Пусть фонд увеличится до 30% от маржи. Если в течение 2 месяцев оборот из-за улучшения обслуживания не увеличивается, то можно смело отказываться от такой идеи.

Мы у себя сейчас держим 23-25%. На максимуме. Так как расти нужно. Вместе с оборотом постоянно увеличивается и нагрузка на штат. Дотягиваем оборот до определенного уровня – и только тогда берем нового человека. А так работаем над автоматизацией процессов. И получается очень даже продуктивно. Когда точно знаешь, что брать человека на работу не можешь, а делать нужно больше, тогда голова работает в сторону даже малейших улучшений.

А какие показатели считаются нормальными, в других сферах?

В производстве – 30%
В строительстве – 45%
В опте продуктов питания – 20-22%

Пользуйтесь. И если в очередной раз сотрудник подойдет к вам и попросит повышение зарплаты, вы сможете аргументированно объяснить человеку, почему она останется на прежнем уровне:) Или наоборот, если с показателем все очень даже хорошо, то ключевых сотрудников сможете смело, со спокойным сердцем, простимулировать поднятием з/п.

3 ответов на Сколько максимально можно тратить на зарплату своим сотрудникам?

  1. Bukvarix пишет:

    Спасибо за статью, очень интересно.
    Если есть возможность, то было бы неплохо добавить цифры из IT-области (разработка сайтов, продвижение сайтов, дизайн, разработка софта…).

  2. Дмитрий Огородник пишет:

    В IT сфере нормально если фонд оплаты труда составляет 35-55% от маржи, в зависимости от сферы. Т.к. эта сфера услуг и товаром является по факту продукт, созданный интеллектом программистов, то это нормально, что стоимость труда в 2 раза выше чем в торговле.

  3. Bukvarix пишет:

    Дмитрий, спасибо за ответ!

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Подписка