Фотосъемка для интернет магазинов

Сегодня расскажу вам об организации предметной фотосъемки для интернет-магазина. И расскажу историю создания нашей фотостудии “МинералМаркет”.

Когда мы только планировали открыть МинералМаркет, мы для себя сразу приняли решение, что одним из ключевых наших отличий будут качественные фотографии. На тот момент у нас еще ресурсов никаких не было, но было желание. В основном у всех конкурентов фото были плохие и непрофессиональные. Мы же хотели очень сильно выделиться на их фоне. И у нас это получилось. И этим опытом я готов поделиться с вами.

Итак, если вам нужно отфотографировать товар для вашего интернет магазина, то у вас есть несколько вариантов:

  • Первый вариант. Попросту “содрать” аналогичные фото у конкурирующих магазинов. Но тут могут возникнуть проблемы. Штраф за каждую украденную фотографию назначается от 10000 рублей до 2000000 рублей, по решению судьи. И этот закон работает. Правообладатель показывает в суде исходники фотографий, и вы встреваете на крупную сумму денег.
  • Второй вариант. Использовать фотографии с сайта производителя. Минусы этого варианта: все фото будут одинаковые, и копии этих фото будут использовать большинство магазинов, работающих с этим производителем. К тому же, поисковые системы больше любят сайты, на которых размещены уникальные материалы (текст, фотографии, видео).
  • Третий вариант. Нанять фотографа для фотосессии товаров в интернет-магазине. При этом варианте вы получаете идеальные фото в свой каталог, но стоимость такой фото сессии будет стоить довольно ощутимо для вашего бюджета. Вот только вряд ли этот вариант подойдет для магазинов с довольно широким ассортиментом и большой “текучкой” товара.
  • Четвертый вариант. Делать фотографии товаров для интернет-магазина самостоятельно. Если ваш магазин небольшой, а вы энтузиаст своего дела и имеете навыки фотографирования, то можно сэкономить бюджет и снимать товар самостоятельно. Если же ассортимент вашего магазина составляет сотни или даже тысячи различных наименований, то скорее всего вам лучше всего взять фотографа в штат или даже организовать целый фото-отдел.

С самого начала, на первом сайте “Планета Шунгита”, мы выкладывали фото нашего поставщика. Мы договорились с ним, он нам дал разрешение на использование его фотографий.

И почти целый год такой формат укладывался в нашу концепцию. Дело в том, что нам удалось занять практически незанятую нишу – в интернете магазинов нашей направленности было всего несколько штук на всю Россию, так что фотографии с сайта производителя не “мозолили глаза” клиентам. Но когда к концу первого года работы мы серьезно “повзрослели”, значительно вырос оборот и появились постоянные клиенты, то встал вопрос и о расширении ассортимента. Пришлось искать и новых поставщиков – все, что было у нашего первого поставщика, мы и так успешно продавали.

С появлением новых поставщиков перед нами впервые встал вопрос с фотографированием товаров. Дело в том, что у наших новых поставщиков либо не было вообще фотографий, либо качество их было ниже плинтуса.

Любая книга-учебник из серии “Как открыть успешный интернет-магазин” в такой ситуации посоветует вам нанять фотографа-профессионала для проведения предметной съемки нового товара. Казалось бы, что может быть проще? Вот только авторы подобных учебников, как мне иногда кажется, живут в параллельной реальности, где все происходит “по-правильному”, в реальной же жизни все намного сложнее.

Проанализировав рынок, мы поняли, что все не так просто, как обычно пишут в книжках. Стоимость работы фотографа-профессионала была для нас непомерно высока: цена за один готовый снимок начиналась от 170-200 руб. Нанять же “фрилансера по объявлению” с ценником около 50 рублей за снимок не было никакого желания.

Когда-то, играя собственную свадьбу, я  нанял такого “фотографа”. В итоге пришлось на память родственникам распечатывать фотографии, сделанные моим другом Димой на его личную “мыльницу”. Понятно, что обжегшийся на молоке, и на воду дует, но второй раз “наступать на те же грабли” очень не хотелось.

Тогда родилась мысль пригласить в качестве фотографа для съемки нового товара все того же Диму, снимки которого со свадьбы мне так понравились. Что примечательно, фотографом он не был, и даже профессионального фотоаппарата не имел (не говоря уже про свою фотостудию). Просто любил снимать, и у него это получалось. А с учетом того, что Дима работал на своей основной работе, то фотографировать у нас он мог только на выходных. Но другого выхода у нас не было. Пришлось организовывать фотосъемку дома.

Как же организовать предметную фотосъемку в домашних условиях?

Скорее всего, профессиональные фотографы, если прочтут это, не согласятся со мной и всё равно будут утверждать, что “хорошую фотосессию “на коленке” не сделать“, “нужна работа в студии” и т.п. В чем-то они может и правы по-своему, но как владелец бизнеса, начинавшегося “с нуля”, я, наверно, больше чем кто-либо понимаю, что иногда денег на профессиональную фотосессию ПРОСТО НЕТ.

На наше счастье Дима к тому моменту, как мы его позвали поснимать для нас, уже имел какой-никакой опыт в предметной съемке – его жена занимается изготовлением мыла ручной работы, и он помогал ей фотографируя готовые образцы. На чем, собственно, и набил свои первые «шишки».

На первый взгляд кажется, что всё просто – кладём товар, снимаем в свете комнатного освещения (или, если света недостаточно, включаем вспышку на камере) и щёлкаем. Потом выкладываем фото в интернет – и вуаля!

Что же в итоге увидит потенциальный покупатель? Чаще всего он видит фото пледа (дивана, паркета, линолеума и т.п. – тут уж кому на что сообразительности хватает), на фоне которого расположилось что-то невнятной формы и непонятного цвета с комментарием автора: “оттенки в реале не такие мутные, и вот этих бликов нет“.

То есть, по бизнес-эффективности эти фотографии если и не равны нулю, то очень к нему стремятся. Плохо всё – и качество фона, и свет гостиной, и блики от вспышки. Делая подобные фотографии своего товара, вы работаете на своих конкурентов.

Чтобы соответствовать заявленным выше условиям “продающей картинки”, фотография вашего товара должна соответствовать ряду критериев:

  1. Товар должен быть в фокусе. Казалось бы, это само собой разумеется. Но, если просмотреть даже пару десятков небольших интернет-магазинов и коммерческих блогов (там, где видно, что снимали товар сами), в половине из них фотографии будут нечёткими;
  2. Цвета на фотографии должны соответствовать цветам в реальности. Никаких скидок на “жёлтое освещение”, “отблески заката” или “плохой фотоаппарат”. Никого из покупателей не интересуют ваши проблемы – благородно-серебристый цвет на фото не должен выглядеть уныло-сиреневым;
  3. Предмет должен быть на фото целиком. Тут вообще без комментариев;
  4. Но если вы считаете, что фотография отдельных элементов повысит привлекательность товара – сделайте и её. Фото какой-то части или элемента допустимо, но как дополнительное;
  5. Однотонный неброский фон. В качестве фона недопустимы никакие клетчатые пледы, пёстрые покрывала и всего остальное, что даёт аляповатую картинку и отвлекает взор от товара.

Есть много относительно простых и дешевых методов для успешной предметной съемки. Про один из них, известный среди фотографов, как техника “The Window Light” (т.е. “от уличного света из окна”).

Этот вариант, наверное, один из самых простых. Он хорошо подходит для того, чтобы фотографировать небольшие предметы. И соорудить всю необходимую обстановку совсем не сложно. Это под силу любому, даже начинающему и неопытному, фотографу.

Импровизированное место для такой предметной съемки лучше всего организовать на широком подоконнике. При этом очень важно обратить внимание на солнечный свет. Идеальный вариант — это “зимнее освещение”, т.е. небо, затянутое ровным слоем облаков. Ведь если предмет, который вы фотографируете, окажется в полосе или пятне яркого солнечного света, он будет отбрасывать грубые и некрасивые темные тени.  Слишком контрастные перепады яркого света и глубоких теней, ничуть не украсят снимок и желаемого результата не будет. Именно по этой причине устраивать предметный столик лучше всего на окне, выходящем на теневую сторону. Или, в крайнем случае, дождаться для работы другого времени. Такого, чтобы солнце ушло на другую сторону вашего дома.

Для создания предметного столика на подоконнике потребуется лист белого картона достаточно больших размеров, примерно, как лист ватмана (хотя можно использовать и однотонную ткань, и акварельную бумагу, и др.). Также будет нужна опора для предметного столика. Такой опорой может послужить все что угодно: например, какая-нибудь большая толстая книга, что-нибудь из посуды, детская игрушка или даже цветочный горшок.  Всё равно это опора в кадре будет не видна, она останется за его границами.

При съёмке неплоских предметов света с одной стороны будет недостаточно. Чтобы осветить противоположную от окна сторону предмета на помощь приходит отражатель (например, лист белого картона). Мелкие детали без отражателя теряются в тени. Отражатель высвечивает их, заодно подчёркивая неровную фактуру предмета.

Дима разложил ватман на подоконнике так, чтобы одна “стенка” бокса опиралась на стену, а вторую поддерживал горшок или другой предмет, который не будет попадать в зону съёмки. Дневной свет из окна должен был отражаться от белого листа, установленного напротив стекла. Такой предметный столик хорош для съёмки плоских или маленьких предметов сверху. Если же вам нужно снять более габаритную вещь, то соорудить место для съёмки лучше на стуле.

Этот вариант уже более универсальный и подойдёт для съёмки объёмных предметов достаточно крупных размеров. Для съемки желательно выбрать время днём в хорошо освещённом помещении, чтобы естественный свет проникал в комнату через окна, но на прямую не падал на само место съёмки.

При необходимости Дима добавлял еще несколько источников света по обе стороны от снимаемого объекта, чуть впереди и примерно на одинаковом расстоянии. Как минимум два источника света нужны для того, чтобы предмет не отбрасывал тени. При этом важно, чтобы во всех светильниках были одинаковые лампы. Если лампы будут различаться по яркости или спектру света, то это негативно скажется на качестве снимка.

Предметную съёмку нужно проводить без вспышки, съёмка “с рук” не пойдёт, так как кадр, как бы фотограф ни старался, получится размытым. Для чёткости снимка фотокамеру необходимо закрепить на штативе. Поначалу у нас не было штатива, поэтому выбирали ровную твёрдую поверхность, на которую ставили фотоаппарат. Чтобы отрегулировать высоту постановки камеры, например, можно воспользоваться книгами — с их помощью можно поднять фотоаппарат на нужную высоту. А чтобы спуск производился автоматически, без касания фотоаппарата, лучше производить съёмку без помощи рук. Например, поставить фотоаппарат на таймер или использовать пульт дистанционного управления фотокамерой (ну или на худой конец, тросик) для того, чтобы производить бесконтактный спуск затвора. Это опять-таки увеличит чёткость кадра.

Кроме оборудования самого места съемки, не менее важно и правильно настроить фотоаппарат, правильно настроить баланс белого и светочувствительность матрицы.

На полученном снимке проверяли, соответствуют ли фотографии перечисленным выше критериям (фон, чёткость, адекватность цветов, экспозиционные ошибки, детализация)? Если хоть один из пунктов не выполнен, фотографию снимали заново.

Не всё и не сразу у нас получилось. Но в итоге Дима сделал очень хорошие снимки. Да такие, что они ни в чем не уступали тем профессиональным, что мы уже имели.

Все шло хорошо, и в определенный момент мы с моим партнером Юрой решили расширить наш бизнес, выйти на новый рынок – рынок ювелирных украшений и бижутерии.

В результате этого шага мы чуть было в конец не разорились, и в начале 2014 года нам пришлось начинать практически “с нуля”. Почему это произошло, и как мы вышли из этой практически катастрофической ситуации – тема совсем другая (да и у себя в блоге я писал об этом). К теме этой статьи всё это не относится. Тут просто важно упомянуть, что с выходом на новый рынок наш интернет-магазин стал работать совсем в других условиях.

Новое дело, новые поставщики, значительно более широкий ассортимент (вместо одной сотни наименований товаров — уже несколько тысяч). Ведь в сфере ювелирных украшений очень важен большой выбор. В магазине должны быть представлены тысячи разнообразных изделий, которые к тому же должны время от времени меняться. Тогда и новые, и постоянные клиенты смогут подобрать что-то для себя.

Мы поняли, что банально не сможем эффективно заполнять сайт разномастными фотографиями товаров с сайтов различных поставщиков. Фотографии были реально разные по качеству, по стилистике исполнения. Такой разносортицы нам не хотелось, да и желание “делать всё не тяп-ляп, а по-нормальному” пересилило. Но с такой текучкой товара и его значительно выросшим количеством, Дима банально не смог бы все это фотографировать на выходных. Да и неудобно было раз за разом просить человека “помочь”. Поэтому, посовещавшись, мы с Юрой пригласили Диму к себе работать на постоянной основе. Так у нас появился свой штатный фотограф.

С расширением ассортимента, с выходом на новый уровень мы приняли решение к интернет-магазину открыть и оффлайн магазин.  Изначально такой шаг нами даже не рассматривался. Мы открыли его только потому, что нам предложили в аренду помещение, которое можно было использовать и как магазин, и одновременно как офис и склад.

Но одновременно с переездом в новое помещение остро встал вопрос с нашей “фотостудией”. Ведь склад, где теперь предстояло Диме заниматься фотосъемкой не имел ни одного окна — лишь небольшие остекленные форточки под потолком. Надо было придумывать что-то “более продвинутое”, чем подоконник.

Дима оказался настоящим “фанатом” фотографии. Еще недавно он лишь интуитивно подбирал настройки, методом проб и ошибок добивался нужного результата, а с приходом к нам перелопатил огромную кучу информации в интернете, чтобы организовать фотосъемку в наших далеко не блестящих тогда условиях.

Способ, к которому он в итоге пришел, тоже довольно простой. И тоже для организации фотосъемки вам не придется вкладывать серьезные деньги.

Чем съемка в фотостудии принципиально отличается от “домашней” съемки? Правильно, прежде всего в организации правильного освещения. Без нормального освещения хорошая фотография не получится. Встроенная вспышка — тоже не выход, она “перевирает” цвета, делает “плоскую” картинку и даёт много лишнего блеска. Но не стоит отчаиваться.

Предметная съёмка различных маленьких элементов (бытовой техники, ювелирных украшений, мобильных телефонов, посуды и т.п.) часто делается на белом фоне. Устройства как будто находятся в белом пространстве, которое не имеет ни поверхности, ни границ со всех сторон. На самом деле это делается в лайтбокс, который со всех сторон имеет источники света. Его вполне можно изготовить и самостоятельно, например, из обычной коробки и ватмана.

Дима взял картонную коробку размерами примерно 50х50х50 см. Аккуратно вырезал в боковых гранях коробки квадратные “окошки”, оставляя отступы от углов в 3-4 сантиметра. И заклеял окошки белой калькой.

После этого следует зафиксировал фон из белого ватмана, прикрепив его к задней стенке и дну коробки

Перед фотографированием расставил источники света (два по сторонам и один сверху) так, чтобы свет, рассеиваясь через кальку, падал внутрь коробки, на фон. В качестве источников света в профессиональной фотостудии используется целый комплекс осветительных приборов: прожекторы, осветители, вспышки, рассеиватели, диффузоры, отражатели и т.п. Он же использовали самые простые и дешевые настольные лампы с креплением.

Тут стоит упомянуть, что дешевые настольные лампы обычно имеют максимальную рабочую мощность 60 Вт. Чтобы они сразу не сгорели пришлось бы ставить лампочки мощностью в 30-40 Вт. Но это совсем слабый свет. Как выход: использовать не простые лампы накаливания, а энергосберегающие лампы. Они светят ярче при меньшей номинальной мощности. В итоге Дима взял лампы «холодного/дневного света» по 26 Вт (эквивалент по яркости света обычной лампы накаливания мощностью 130 Вт).

Для регулировки мощности света отодвигал или подвигал светильники или же устанавливал дополнительные листы кальки между светильниками и лайтбоксом.

Получившийся в таких вот коробках фотоматериал нас вполне удовлетворял. Так что, могу с уверенностью сказать, что даже очень бюджетный вариант организации фотосъемки для интернет-магазина вполне работоспособен.

С тех пор, как Дима два с лишним года назад пришел к нам фотографом, многое изменилось. Из “магазина на коленке” мы превратились в лидеров своего сегмента рынка, вышли на хорошие показатели в динамике роста. У нас на сайте 10000 артикулов, это значит, что у нас примерно 40000-50000 единиц товара. В день, в зависимости от сезона, мы обрабатываем 120-200 заказов. Каждый день мы продаем и принимаем около 400-700 единиц товара.

С таким оборотом понятно, что один фотограф-непрофессионал не справится. Но таких высот мы смогли достичь именно потому, что в свое время правильно определили свои приоритеты и выбрали стратегию развития, ориентированную не на увеличение прибыли здесь и сейчас, а на системное построение бизнеса для поступательного роста и получение больших прибылей в будущем.

Все время мы вкладывали прибыль (и продолжаем идти тем же путем) в построение эффективной системы, в развитие продуктивных решений и налаживание процессов.

Когда стало понятно, что с растущим ростом объема работы один человек физически не в состоянии качественно и в срок выполнять заданную работу, мы приняли решение развернуть штат. Взяли еще одного фотографа.

Кстати, взяли мы фотографа-девушку. Должность называется фотограф-модель. Одним выстрелом мы убили двух зайцев – наш второй фотограф стал и первой моделью для съемок. Появление второго человека позволило значительно ускорить процесс съемки и обработки фотографий. Рост скорости фотографирования товара привел к симметричному росту оборота. Да так, что вскоре нам пришлось разворачивать целый фото-отдел: сейчас у нас в штате 4 фотографа.

При поиске новых фотографов мы исходили из необходимости роста не только количественного, но и качественного. Поэтому все наши фотографы, пришедшие после Димы, – это специалисты с профильным высшим образованием. А ведь еще несколько лет назад мы и не знали, что у нас в стране есть ВУЗы, которые готовят фотографов-профессионалов (например, Санкт-Петербургский Государственный университет кино и телевидения, Санкт-Петербургский университет культуры или Международный институт фотографии и кино).

С ростом количества специалистов выросло и качество их работы. Связано это как с тем, что в ходе совместной работы идет взаимный обмен опытом, так и с тем, что появилась возможность без каких-либо последствий для повседневной работы магазина отправлять фотографов на учебу. Каждый из наших фотографов постоянно работает над своим самообразованием и профессиональным ростом, прошел десятки всевозможных курсов, семинаров, тренингов. Ведь знание правил построения композиции снимка, выставления света и т.п. значительно повышает “продающие” свойства фотографий. Таким образом, наши ребята одновременно с нарабатыванием практического опыта в ходе своей обыденной работы, постоянно получают и значительный объем теоретических знаний, необходимых для развития их профессионального мастерства.

Да и профессиональный арсенал нашего фото-отдела за последние пару лет значительно преобразился. Сейчас в арсенале наших фотографов не “мыльницы”, а профессиональные полнокадровые фотоаппараты, такие как Nikon D600, Nikon D750, Nikon D800, Canon EOS 6D и др. И, конечно, серьезный набор недешевых объективов. Причем чаще всего это именно не зум-объективы, а объективы с фиксированным фокусным расстоянием, объективы для макросъемки (все-таки специфика нашего товара – небольшие, а иногда и вообще очень мелкие, изделия) – Micro-Nikkor 105mm, Micro-Nikkor 60mm, Canon 100mm Macro, Индустар 61 Л/З и т.п.

Отдельного обсуждения заслуживают тилт-шифт объективы. Они позволяют наклонять зону резкости параллельно плоскости объекта таким образом, что можно получить резкой наклонную плоскость изделия (например, циферблат часов). Многие из подобных девайсов стоят очень больших денег, поэтому зачастую наши фотографы мониторят и вторичный рынок (кстати, это тоже один из советов, который могу дать – не стесняйтесь брать что-то “с рук” – иногда удается найти относительно недорого уникальные вещи). Так, например, особую гордость Димы – тилт-шифт объектив со встроенными макромехами от Contax/Yashica (использование макромехов позволяет значительно упростить процесс макросъемки) – нашли на Avito.

От простых комнатных настольных ламп наш фото-отдел тоже давно уже отказался. Теперь “на вооружении” стоит профессиональный свет “Falcon Eyes SL-300″ гонконгского производства мощностью 300 Дж. И книжки под фотоаппарат мы больше не подкладываем – у нас хорошие итальянские штативы “Manfrotto”, надежные и функциональные. Да и вообще, оборудования для хорошей организации съемки у нас теперь есть если не в избытке, то уж в достатке – точно: разнообразные предметные столики (в том числе крутящиеся), не самодельные, а профессиональные итальянские лайтбоксы, большой выбор светофильтров, рассеивателей, рефлекторов, отражателей и др. Одним словом, нам удалось создать самую настоящую профессиональную фотостудию.

Любой фотограф-специалист вам подтвердит, что умение работать с фоторедакторами (например, Photoshop или Lightroom) может сильно улучшить качество снимков. Тот, кто работал с этими программами, знает, что они требуют от компьютера мощного процессора, “сильной” видеокарты и много оперативной памяти. А если на компьютере к тому же предполагается заниматься созданием и обработкой видеороликов, то это должен быть еще более “серьезный” аппарат. Да и монитор при качественной обработке фотографий должен быть профессиональным, с хорошей цветопередачей и возможностью настроить яркость и контрастность.

Именно поэтому каждое рабочее место фотографа мы оборудовали очень недешевыми “машинами”, настоящими графическими станциями. Наши компьютерщики собрали их сами на базе 4-ядерных процессоров IntelCore i5 6-го поколения. На каждом компьютере не менее 16 Гб оперативной памяти. Мониторы, тоже профессиональные – высокопроизводительные 24-дюймовые Dell UltraSharp. А для удобства ретуши снимков используются планшеты Wacom Bamboo Pen&Touch среднего размера.

Как результат – стоимость оборудования, аппаратуры, компьютера и различных девайсов в расчете на одного фотографа у нас превышает 400 тысяч рублей. Но это часть нашей философии – мы не экономим на том, что помогает нам “показать товар лицом”. Развитие технической оснащенности, профессиональной подготовленности и заинтересованности сотрудников нашего фото-отдела является нашим серьезным конкурентным преимуществом на рынке.

Один ответ на Фотосъемка для интернет магазинов

  1. Валерия пишет:

    Хорошая статья, интересно читать. Спасибо!

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Подписка